Поощрение и наказание детей: надо ли, за что и как?

Воспитание детей

Вот есть же где-то такие мальчишки и девчонки, которых не нужно ставить в угол, они не «просят ремня» и даже не заслуживают укоризненного взгляда. Кто знает, где делают таких подарков?

Хороших детей не приносят аффилированные аисты, они не вырастают в лучших сортах капусты. Хорошие сыновья и дочери появляются у хороших родителей.

Поощрение и наказание детей – известные методы воспитания, и мало какая семья обходится без них. Как и в любом деле, здесь главное – соблюсти пропорции, не сделав из лекарства яд.

Механизм кнута и пряника

Или как говорят англичане: морковки и палки. Палка, конечно, древнее. Но с приходом гуманизма, человечество потихоньку стало признавать и силу положительной мотивации. Однако убеждение, что доброе слово и пистолет действуют лучше, чем просто доброе слово, осталось.

Действительно, угроза расправы – самый быстрый способ добиться от человека того, что нужно. Но не всё так просто. Ещё в середине прошлого века продвинутые и человеколюбивые американские психологи выяснили, что наказание не исправляет поведение жертвы.

Униженный и оскорблённый продолжает совершать неугодные поступки, но научается делать это так изворотливо, чтобы каратель об этом не узнал. Те, кого часто проучают, привыкают жить под действием страха, а не по велению совести.

Например, от трёпки по поводу плохих отметок, у ребёнка не появится желание учиться, но он приложит все усилия, чтобы родители не узнали о них.

Одобрение же способно придать сил и побудить человека стать лучше. В деле формирования адекватной самооценки поощрение и поддержка незаменимы. Однако перехваленный ребёнок имеет все шансы стать капризным, самодовольным и ленивым.

Поощрение и наказание детей вопрос неоднозначный. Осталось разобраться в том, как найти баланс, и заставить кнут и пряник работать на благо.

Как наказывать эффективно

Наказание – крайняя мера, требующая от взрослых большого такта и благоразумия. Прибегать к нему желательно как можно реже, только в по-настоящему критических случаях.

В современной педагогике под наказанием уже не понимают розги – оно призвано раскрыть связь между поведением воспитуемого и последствиями.

Дети, особенно маленькие, не всегда способны видеть и прогнозировать к чему приведут их поступки. А объяснить бывает просто невозможно, проще и надёжней научить. Механизм наказания учит видеть логику в цепочке «действие – результат».

  1. Сначала проверьте: не от злости или бессилия вы хотите устроить взбучку? Учинять расправу нужно в деловом ключе, с холодной головой, без раздражения или показной усталости.
  1. Перед тем как произвести суд обязательно попробуйте всё спокойно объяснить. Даже если уже делали это 100 раз. На 101-й может повезти.
  1. Физические расправы – табу. Не стоит играть на страхе, боли, унижении.
  1. Наказывать трудом весьма недальновидно. Так сформируется негативное отношение к работе, и жить с этим убеждением будет сложно и вам и ребёнку.
  1. Не ищите самое неприятное занятие в качестве штрафа. Правильней лишить преступника удовольствия.
  1. Используйте метод закономерных последствий, когда виновному даётся возможность исправить результат его проступка. Порвал – зашей, насорил – убери. Тогда собственные действия будут лучше осознаваться.
  1. Профилактические меры осуществляйте только с глазу на глаз. В советской педагогической системе существовал метод публичной казни, но положительные результаты его применения неизвестны.
  1. Наказание приводите в исполнение по горячим следам. Чем больше времени пройдёт между проступком и искуплением, тем сложнее будет ребёнку установить связь между ними и сделать нужные выводы.
  1. Бесконечные понукания и критика снижают эффективность метода и могут усилить негативизм ребёнка.

Есть у нас во дворе мальчик двух с половиной лет, которому во время прогулки постоянно достаётся «на орехи». Мама просто не даёт ему играть: сидишь не так, штаны замарал, туда не лезь. Заканчивается каждый раз одинаково: в праведном гневе мать утаскивает негодника домой. Малыш весело болтается под мышкой и довольным лицом корчит рожи.

От частых наказаний бойкие становятся более агрессивными и распущенными, а робкие «забитыми».

Как правильно поощрять

Похвала действует как удобрение. На её благодатной почве способна сформироваться нормальная личность. Поощряя ребёнка, мы укрепляем его веру в себя, подчёркиваем ценность и устанавливаем с ним позитивную эмоциональную связь.

Конечно, делать это нужно умеючи.

  1. Позитивная оценка должна быть основана на реальных заслугах. Преувеличенный восторг может вызвать тревогу, понизить самооценку ребёнка и разрушить авторитет родителя.
  1. Одобряем не личность, а конкретные действия и достижения. «Маня, ты вылепила удивительного кота». «Влад, ты здорово помог нам на даче!». Чем больше деталей, тем лучше: «Особенно хороши у кота глаза, и масть необычная». Так дети учатся анализировать свою деятельность и ценить труд.
  1. Старайтесь не использовать общие определения типа: «молодец» и «хороший мальчик». Они не несут чёткой информации, и ребёнок может не понять, в чём он отличился. Кроме того, есть опасность поспособствовать неадекватному завышению самомнения на фоне тотальной похвалы: «Я весь такой крутой, без всяких недостатков».
  1. Когда хвалим, не сравниваем с другими и не вспоминаем былые ошибки. «Ты помыл посуду! Прекрасно, а то так надоело за тобой бардак убирать. Вот Андрей всегда матери помогает».
  1. Частые поощрения теряют свою значимость. Отмечайте действительно важные поступки и свершения. Не нужно культивировать каждый шаг.
  1. Воздавая по заслугам, поддержите слова эмоциями. Прибавьте искреннюю улыбку и тактильный контакт.
  1. Иногда будет эффективней выразить благодарность без слов. Обнимите, погладьте по спине, ласково потреплите за волосы или мужественно пожмите руку.

Как-то учёные провели исследование: сколько раз в день старшие члены семьи используют поощрение и сколько наказание детей. Критика заняла почти 80%, а одобрение 20%.

Но самая большая неожиданность состояла в том, что мамы, папы, бабушки и дедушки ни в какую не хотели соглашаться с результатами.

Идеальные родители существуют только в теории и сказках. Однако согласитесь, попробовать стоит – на кону счастье детей. Немного терпения и здравомыслия, и с вашей лёгкой руки их судьба пойдёт по другому руслу.

Рекомендованные статьи