Вот есть же где-то такие мальчишки и девчонки, которых не нужно ставить в угол, они не «просят ремня» и даже не заслуживают укоризненного взгляда. Кто знает, где делают таких подарков?
Хороших детей не приносят аффилированные аисты, они не вырастают в лучших сортах капусты. Хорошие сыновья и дочери появляются у хороших родителей.
Поощрение и наказание детей – известные методы воспитания, и мало какая семья обходится без них. Как и в любом деле, здесь главное – соблюсти пропорции, не сделав из лекарства яд.
Механизм кнута и пряника
Или как говорят англичане: морковки и палки. Палка, конечно, древнее. Но с приходом гуманизма, человечество потихоньку стало признавать и силу положительной мотивации. Однако убеждение, что доброе слово и пистолет действуют лучше, чем просто доброе слово, осталось.
Действительно, угроза расправы – самый быстрый способ добиться от человека того, что нужно. Но не всё так просто. Ещё в середине прошлого века продвинутые и человеколюбивые американские психологи выяснили, что наказание не исправляет поведение жертвы.
Униженный и оскорблённый продолжает совершать неугодные поступки, но научается делать это так изворотливо, чтобы каратель об этом не узнал. Те, кого часто проучают, привыкают жить под действием страха, а не по велению совести.
Например, от трёпки по поводу плохих отметок, у ребёнка не появится желание учиться, но он приложит все усилия, чтобы родители не узнали о них.
Одобрение же способно придать сил и побудить человека стать лучше. В деле формирования адекватной самооценки поощрение и поддержка незаменимы. Однако перехваленный ребёнок имеет все шансы стать капризным, самодовольным и ленивым.
Поощрение и наказание детей вопрос неоднозначный. Осталось разобраться в том, как найти баланс, и заставить кнут и пряник работать на благо.
Как наказывать эффективно
Наказание – крайняя мера, требующая от взрослых большого такта и благоразумия. Прибегать к нему желательно как можно реже, только в по-настоящему критических случаях.
В современной педагогике под наказанием уже не понимают розги – оно призвано раскрыть связь между поведением воспитуемого и последствиями.
Дети, особенно маленькие, не всегда способны видеть и прогнозировать к чему приведут их поступки. А объяснить бывает просто невозможно, проще и надёжней научить. Механизм наказания учит видеть логику в цепочке «действие – результат».
- Сначала проверьте: не от злости или бессилия вы хотите устроить взбучку? Учинять расправу нужно в деловом ключе, с холодной головой, без раздражения или показной усталости.
- Перед тем как произвести суд обязательно попробуйте всё спокойно объяснить. Даже если уже делали это 100 раз. На 101-й может повезти.
- Физические расправы – табу. Не стоит играть на страхе, боли, унижении.
- Наказывать трудом весьма недальновидно. Так сформируется негативное отношение к работе, и жить с этим убеждением будет сложно и вам и ребёнку.
- Не ищите самое неприятное занятие в качестве штрафа. Правильней лишить преступника удовольствия.
- Используйте метод закономерных последствий, когда виновному даётся возможность исправить результат его проступка. Порвал – зашей, насорил – убери. Тогда собственные действия будут лучше осознаваться.
- Профилактические меры осуществляйте только с глазу на глаз. В советской педагогической системе существовал метод публичной казни, но положительные результаты его применения неизвестны.
- Наказание приводите в исполнение по горячим следам. Чем больше времени пройдёт между проступком и искуплением, тем сложнее будет ребёнку установить связь между ними и сделать нужные выводы.
- Бесконечные понукания и критика снижают эффективность метода и могут усилить негативизм ребёнка.
Есть у нас во дворе мальчик двух с половиной лет, которому во время прогулки постоянно достаётся «на орехи». Мама просто не даёт ему играть: сидишь не так, штаны замарал, туда не лезь. Заканчивается каждый раз одинаково: в праведном гневе мать утаскивает негодника домой. Малыш весело болтается под мышкой и довольным лицом корчит рожи.
От частых наказаний бойкие становятся более агрессивными и распущенными, а робкие «забитыми».
Как правильно поощрять
Похвала действует как удобрение. На её благодатной почве способна сформироваться нормальная личность. Поощряя ребёнка, мы укрепляем его веру в себя, подчёркиваем ценность и устанавливаем с ним позитивную эмоциональную связь.
Конечно, делать это нужно умеючи.
- Позитивная оценка должна быть основана на реальных заслугах. Преувеличенный восторг может вызвать тревогу, понизить самооценку ребёнка и разрушить авторитет родителя.
- Одобряем не личность, а конкретные действия и достижения. «Маня, ты вылепила удивительного кота». «Влад, ты здорово помог нам на даче!». Чем больше деталей, тем лучше: «Особенно хороши у кота глаза, и масть необычная». Так дети учатся анализировать свою деятельность и ценить труд.
- Старайтесь не использовать общие определения типа: «молодец» и «хороший мальчик». Они не несут чёткой информации, и ребёнок может не понять, в чём он отличился. Кроме того, есть опасность поспособствовать неадекватному завышению самомнения на фоне тотальной похвалы: «Я весь такой крутой, без всяких недостатков».
- Когда хвалим, не сравниваем с другими и не вспоминаем былые ошибки. «Ты помыл посуду! Прекрасно, а то так надоело за тобой бардак убирать. Вот Андрей всегда матери помогает».
- Частые поощрения теряют свою значимость. Отмечайте действительно важные поступки и свершения. Не нужно культивировать каждый шаг.
- Воздавая по заслугам, поддержите слова эмоциями. Прибавьте искреннюю улыбку и тактильный контакт.
- Иногда будет эффективней выразить благодарность без слов. Обнимите, погладьте по спине, ласково потреплите за волосы или мужественно пожмите руку.
Как-то учёные провели исследование: сколько раз в день старшие члены семьи используют поощрение и сколько наказание детей. Критика заняла почти 80%, а одобрение 20%.
Но самая большая неожиданность состояла в том, что мамы, папы, бабушки и дедушки ни в какую не хотели соглашаться с результатами.
Идеальные родители существуют только в теории и сказках. Однако согласитесь, попробовать стоит – на кону счастье детей. Немного терпения и здравомыслия, и с вашей лёгкой руки их судьба пойдёт по другому руслу.