Гештальтпсихология

Сто лет – это много или мало? Относительно чего смотреть. Век – это смена четырёх поколений человечества, это юность кедра и угроза для исторической памяти. А для научной теории это путь с этапами зарождения, развития, кризиса и угасания… Во всяком случае, для некоторых из них.

Гештальтпсихология – европейская психологическая школа, возникшая в начале XX века.

Научной основой является труд «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912 г.) немецкого психолога Макса Вертгеймера. В роли ассистентов выступили Вольфганг Келлер и Курт Коффка, которые позже развивали принципы этого направления.

На 20-30-е годы приходится расцвет учения: выступление его приверженцев на собраниях в научных обществах, создание Берлинской школы, основание журнала «Психологические исследования» (1921), выход основополагающих публикаций «Гештальтпсихология» и «Принципы гештальтпсихологии».

Нацистская Германия пресекла возможность заниматься дальнейшими исследованиями в этом направлении и учёные вынуждены были эмигрировать в Америку, но не найдя должной поддержки своей теории, оставались в тени вплоть до конца 70-х годов.

Современная исследовательская работа и применение этих принципов многим обязаны деятельности Фрица Перлза, создавшего гештальт терапию.

Теоретические основы

Гештальтпсихология базируется на следующих понятиях:

«Гештальт» — это целостность, состоящая из минимума неотделимых частностей. То есть сознание всегда стремится к объединению отдельных элементов в группу, поскольку не способно воспринимать их по отдельности.

«Рассуждение вслух» — действенный метод, который, с одной стороны, позволяет пациенту самому прийти к логическим умозаключениям, а с другой – даёт психотерапевту возможность проанализировать то, что для исследуемого является ключевым, а что второстепенным.

«Поиск решения» — метод, помогающий достигнуть цели, действуя любым способом. Главным ценным результатом является «инсайт» — озарение, проблеск сознания, запускающий продуктивное восприятие реальности.

«Закон отношения» (фигура и фон) хорошо иллюстрирует, как превалирующее желание человека влияет на его восприятие действительности. Например, испытывающий жажду, быстрее всего найдёт сосуд с водой из любого многообразия предметов.

«Закон группировки» наглядно демонстрирует нераздельность восприятия предметов или чувств. Так, звучащая мелодия представляется нам как беспрерывная структура, хотя очевидно, что состоит она из отдельных звуков.

«Закон амплификации» (дополнения до целого) основан на стремлении сознания восполнить недостающие элементы. Ярким примером является отгадывание изображения по частично открытым фрагментам.

Принципы создания гештальтов

Целостность. Любой сложный объект или ситуация воспринимается как единая система (группировка), в которой существенны лишь явные черты (схематизация, упрощение).

Замкнутость. Сознание стремиться «дорисовать» воспринимаемое до известной ему формы.

Близость и смежность. Расположенные рядом объекты по умолчанию ощущаются как группа, а пережитое ощущение и в дальнейшем будет всплывать в памяти при встрече с сопроводительными сигналами.

Схожесть. Сознание непроизвольно группирует объекты по форме, размеру или цвету.

Общая зона. Сфера восприятия представляют собой некое поле, в котором нынешний опыт тесно переплетается с полученным ранее.

Практическое применение

— Знание принципов работы сознания с точки зрения этого учения, позволяет психологу рассматривать каждый фактор (или их совокупность), как потенциальную причину состояния пациента.

— Клиническая психотерапия применяется для лечения расстройств психики различной степени. Одной из задач лечения является разрушение гештальт-структур, созданных больным воображением и возвращение пациента в состояние «здесь-и-сейчас».

Семейная терапия – предполагает создание внутреннего климата посредством ценности опыта каждого индивида.

— Гештальт педагогика рассматривает внутренний мир отдельных участников школьного процесса и их взаимодействие.

— Тренинги. Личностные – позволяют человеку найти точки опоры для своего существования и развития. Групповые – направлены на повышение ценности коллектива.

Гештальтпсихология пропагандирует следующие постулаты:

  • Здоровье как совокупность психического, физического и духовного самочувствия.
  • Оценка успеха на физиологическом, социальном, психологическом и духовном уровнях.
  • Переживание чувств важнее теоретического рассуждения об эмоциях.
  • Пациент – равнозначный (а в идеале — главный) участник терапевтического процесса. От его желания разобраться в себе зависит как конечный результат, так и сроки его достижения.
  • Равнозначность внешнего и внутреннего аспектов действительности.

Гештальтпсихология в современном мире обрела прочную основу и имеет ряд преимуществ, позволяющих прогнозировать её бурное развитие. Ведь в нашей жизни, состоящей из частностей, всё значимо. Человек – хранитель наследия предков и преобразователь сегодняшнего мира, поэтому, чтобы не «грянул гром», нужно беречь каждую бабочку его души.

 

 

Рекомендованные статьи